О Всероссийской информационной кампании
В связи с вступлением в силу Федерального Закона от 29.12.2010 №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» с 1 июня 2013 года запущена Всероссийская информационная кампания Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка против насилия и жестокости в СМИ.
Всероссийская кампания предусматривает комплекс информационных, просветительских и организационных мер и не будет носить принудительного, административного характера. Её цель - обеспечение защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, в том числе от пропаганды насилия, жестокости, порнографии, педофилии и других социальных девиаций в СМИ, Интернете и других средствах массовой коммуникации.
Кампания ориентирована на создание и эффективное использование механизмов саморегулирования и общественного контроля, объединение усилий государства, профессионального журналистского и медиа-сообщества, институтов гражданского общества, уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации в деле обеспечения информационной безопасности детей.
Цели Кампании:
1) Обеспечение информационной безопасности детей и семей с несовершеннолетними детьми, снижение и минимизация рисков, связанных с причинением информацией вреда здоровью и развитию ребенка СМИ и иными средствами массовой коммуникации, в том числе при доступе к информациионо-телекоммуникационным сетям и мобильной (сотовой) связи;
2)Совершенствование информационной политики Российской Федерации и правоприменительной практики в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию;
3) Обеспечение беспрепятственного доступа детей к информационной продукции, соответствующей по тематике, содержанию и художественному оформлению потребностям их воспитания и полноценного физического, психического, духовного и нравственного развития.
Задачи Кампании:
1) Привлечение общественного внимания к проблеме обеспечения информационной безопасности детей;
2) Повышение уровня осведомленности населения (несовершеннолетних детей, их родителей, педагогов, воспитателей, профессионального журналистского сообщества и интернет-сообщества) о характере и видах современных информационных угроз, представляющих опасность для здоровья и развития детей, вреде, причиняемом современными средствами массовой коммуникации здоровью и развитию детей, и существующих правовых, организационных и программно-технических способах его предупреждения;
3) Объединение усилий профессионального сообщества (в том числе журналистского сообщества, Интернет-сообщества), общественных объединений, других институтов гражданского общества, органов государственной власти в деятельности, направленной на формирование информационной среды, безопасной для здоровья и развития детей, и недопущение пропаганды жестокости, насилия, порнографии, суицидов, педофилии и других социальных девиаций в СМИ и иных средствах массовой коммуникации;
4) Формирование социальной ответственности журналистов, режиссеров, операторов, руководителей медиакомпаний, контент-провайдеров сетей Интернет и мобильной (сотовой) связи) по вопросам обеспечения информационной безопасности детей;
5) Недопущение незаконного разглашения персональных данных и иной конфиденциальной информации о ребенке, пресечение демонстрации детей и личных отношений с их участием в унижающей человеческое достоинство форме и предупреждение любого злоупотребления изображением и голосом ребенка в эротических целях;
6) Содействие принятию на добровольной основе профессиональными сообществами журналистов, телерадиовещателей, печатных СМИ, Интернет-провайдеров, провайдеров мобильной (сотовой) связи и иными профессиональными союзами этических кодексов и иных мер саморегулирования, направленных на защиту детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию;
7) Содействие созданию и развитию эффективных форм общественного контроля за соблюдением прав детей на информационную безопасность с привлечением родительских и иных общественных объединений, в том числе посредством мониторинга федеральных и региональных СМИ, печатной и аудиовизуальной информационной продукции для детей (в том числе электронных игр), а также информации, распространяемой с использованием публичных зрелищных мероприятий, сети Интернет и мобильной (сотовой) связи;
8) Совершенствование системы государственной поддержки производства и распространения информационной продукции для детей, способствующей их надлежащему воспитанию и гармоничному развитию.
Основные принципы Кампании:
1) Приоритетность прав и законных интересов ребенка в информационной сфере (в том числе права на охрану здоровья и обеспечение полноценного физического, психического, духовного и нравственного развития), перед правами и законными интересами авторов, производителей и распространителей информационной продукции;
2) Допустимости и правомерности ограничения прав и свобод физических и юридических лиц (в том числе свободы слова, свободы творчества, свободы распространения информации и свободы предпринимательства), в случаях, когда их осуществление нарушает права и законные интересы детей или представляет угрозу здоровью или нравственности других лиц;
3) Допустимости ограничения прав и свобод ребенка в информационной сфере (включая право свободно выражать свое мнение, свободу искать, получать, передавать информацию и идеи любого рода) в случаях, когда пользование ими может причинить вред самому ребенку, его нравственности, здоровью и нормальному развитию, либо нанести ущерб правам и репутации других лиц, интересам охраны государственной безопасности или общественного порядка, здоровью или нравственности населения;
4) Недопустимости цензуры средств массовой информации;
5) Признания свободы выбора и доступа совершеннолетних лиц к любой информации, распространение которой не запрещено законодательством Российской Федерации, в том числе к информации, причиняющей вред здоровью и развитию детей, при условии применения административных, технических, программных средств или иных способов недопущения доступа к ней детей;
6) Недопустимости унижения человеческого достоинства, нарушения прав и основных свобод других людей, особенно несовершеннолетних, в процессе свободного распространения информации с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сети Интернет) и мобильной (сотовой) связи;
7) Учета исторических и иных традиций и культурных ценностей общества и государства при формировании государственной информационной политики в сфере обеспечения информационной безопасности детей;
8) Государственной поддержки производства и распространения информационной продукции для детей, способствующей их надлежащему воспитанию и полноценному развитию, и поощрения производителей и распространителей информационной продукции, содействующих защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию;
9) Частно-государственного партнерства при организации деятельности в сфере обеспечения информационной безопасности детей.Всероссийский характер Кампании предполагает максимальный охват целевых аудиторий во всех субъектах Российской Федерации с привлечением ресурсов федеральных СМИ (будь то социальная реклама или PR) и информационных спонсоров-партнеров, которые на постоянной основе могли бы осуществлять информационную поддержку проекта.
Утверждаю:
Первый заместитель председателя
правительства Воронежской области
______________ В.Б. Попов
План
проведения в Воронежской области Всероссийской информационной кампании против насилия и жестокости в СМИ и других средствах массовой коммуникации (2013-2014 г.г.)
№ п/п | Мероприятия | Сроки исполнения | Исполнители |
1. | Мероприятия по организации запуска в Воронежской области Всероссийской информационной кампании против насилия и жестокости в СМИ и других средствах массовой коммуникации | ||
1.1 | Размещение информации о запуске и проведении Всероссийской информационной кампании на информационных сайтах | 2013 | Управление Роскомнадзора по Воронежской области, департамент образования, науки и молодежной политики области, департамент здравоохранения области, департамент связи и массовых коммуникаций области, управление по взаимодействию со СМИ и административной работе области, уполномоченный по правам ребенка при губернаторе Воронежской области, |
2. | Мероприятия Всероссийской информационной кампании в Воронежской области | ||
2.1 | Проведение круглых столов с участием представителей НКО, СМИ, уполномоченного по правам ребенка при губернаторе Воронежской области по актуальным проблемам практики применения Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» | 2013, 2014 | Управление Роскомнадзора по Воронежской области, ГУ МВД России по Воронежской области, департамент образования, науки и молодежной политики области, департамент здравоохранения области, департамент связи и массовых коммуникаций области, управление по взаимодействию со СМИ и административной работе области, уполномоченный по правам ребенка при губернаторе Воронежской области |
2.2 | Разработка социального проекта «Повышение медиаграмотности детей и подростков» | До апреля 2014 | Департамент образования, науки и молодежной политики области, департамент связи и массовых коммуникаций области, уполномоченный по правам ребенка при губернаторе Воронежской области, при участии Управления Роскомнадзора по Воронежской области. |
2.3 | Организация специальных тематических мероприятий (конкурсов, игр, викторин и пр.) по ознакомлению несовершеннолетних с основами информационной безопасности детей («Основы медиабезопасности») в детских учреждениях отдыха и оздоровления | I-II кв. 2014 | Департамент образования, науки и молодежной политики области, департамент связи и массовых коммуникаций области, уполномоченный по правам ребенка при губернаторе Воронежской области, при участии Управления Роскомнадзора по Воронежской области. |
2.4 | Организация проведения занятий для детей, их родителей и воспитателей по основам информационной безопасности детей («основы медиабезопасности») в организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, среднего профессионального образования, дополнительного образования детей | Март, октябрь 2014 | Департамент образования, науки и молодежной политики области, департамент связи и массовых коммуникаций области, уполномоченный по правам ребенка при губернаторе Воронежской области, при участии Управления Роскомнадзора по Воронежской области |
2.5 | Организация проведения занятий по основам информационной безопасности детей («основы медиабезопасности») в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организациях, осуществляющих лечение, оздоровление и (или) отдых детей, организациях, осуществляющих социальное обслуживание детей и других организациях, осуществляющих обучение несовершеннолетних | IV кв. 2013 IV кв. 2014 | Департамент образования, науки и молодежной политики области, департамент связи и массовых коммуникаций области, уполномоченный по правам ребенка при губернаторе Воронежской области, при участии Управления Роскомнадзора по Воронежской области (в части разработки методических рекомендаций и учебно-методических материалов) |
2.6 | Организация обеспечения учреждений общего и среднего профессионального образования, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организаций, осуществляющих лечение, оздоровление и (или) отдых детей, организации, осуществляющие социальное обслуживание детей и иных организаций, осуществляющих обучение несовершеннолетних, современными программно-техническими средствами (сетевыми экранами (фильтрами), исключающими доступ обучающихся и воспитанников к ресурсам сети Интернет, несовместимыми с задачами воспитания. | IV кв. 2013 – -I кв. 2014 | Департамент образования, науки и молодежной политики области, департамент связи и массовых коммуникаций области, при участии Управления Роскомнадзора по Воронежской области |
2.7 | Организация «горячей линии» по вопросам нарушений законодательства о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, на информационных сайтах | IV кв. 2013 | Департамент образования, науки и молодежной политики области, департамент здравоохранения области, ГУ МВД России по Воронежской области, управление Росздравнадзора по Воронежской области, департамент связи и массовых коммуникаций области, управление по взаимодействию со СМИ и административной работе области, управление Роскомнадзора по Воронежской области, управление Роспотребнадзора по Воронежской области, ГУ МВД России по Воронежской области, уполномоченный по правам ребенка при губернаторе Воронежской области |
2.8 | Организация изготовления и распространения социальной рекламы в рекламных блоках печатных средств массовой информации, Интернета, радио, телевидения в рамках реализации квартальных планов рекламно-информационных кампаний социальной направленности | IV кв. 2013 - -I кв. 2014 | Департамент образования, науки и молодежной политики области, департамент связи и массовых коммуникаций областиуправление по взаимодействию со СМИ и административной работе области |
2.9 | Организация и проведение в учреждениях общего и среднего профессионального образования, учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: 1) конкурса детского рассказа и рисунка «Телевизор – мой друг, телевизор – мой враг» 2) конкурса «Открытого письма телевещателям» 3) конкурса детских СМИ | Март, октябрь 2014 | Департамент образования, науки и молодежной политики области, департамент связи и массовых коммуникаций области, управление по взаимодействию со СМИ и административной работе, при участии уполномоченного по правам ребенка при губернаторе Воронежской области, управления Роскомнадзора по Воронежской области (в части методического сопровождения) |
2.10 | Организация и проведение общешкольных тематических родительских собраний «Как защитить ребенка от негативного контента в СМИ и Интернете» | Февраль, сентябрь 2014 | Департамент образования, науки и молодежной политики области |
2.11 | Размещение в региональных СМИ популярных материалов по основам информационной безопасности (медиабезопасности) детей | Постоянно | Департамент образования, науки и молодежной политики области, департамент связи и массовых коммуникаций области, управление по взаимодействию со СМИ и административной работе области, уполномоченный по правам ребенка при губернаторе Воронежской области, управление Роскомнадзора по Воронежской области |
3. | Информационное и научно – методическое обеспечение Всероссийской информационной кампании | ||
3.1 | Изготовление и подготовка для размещения в интернет-СМИ, теле- и радиоэфире видео- и аудиороликов социальной рекламы по вопросам информационной безопасности детей | Ежеквартально 2014 | Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области, управление Роскомнадзора по Воронежской области, управление по взаимодействию со СМИ и административной работе области |
4. | Заключительный этап Всероссийской информационной кампании | ||
4.1 | Разработка предложений по совершенствованию нормативных правовых актов Воронежской области в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию | I полугодие 2014 | Департамент образования, науки и молодежной политики области, департамент здравоохранения области, управление Росздравнадзора по Воронежской области, управление Роскомнадзора по Воронежской области, ГУ МВД России по Воронежской области, департамент связи и массовых коммуникаций области, уполномоченный по правам ребенка при губернаторе Воронежской области |
4.2 | Организация и проведение Форума с участием представителей профессионального журналистского и медиасообщества, специалистов в области образования, воспитания, охраны здоровья несовершеннолетних, информационной безопасности детей, общественных объединений и религиозных организаций | Июнь 2014 | Департамент образования, науки и молодежной политики области, департамент здравоохранения области,департамент связи и массовых коммуникаций области, управление по взаимодействию со СМИ и административной работе области,уполномоченный по правам ребенка при губернаторе Воронежской области,управление Росздравнадзора по Воронежской области, управление Роскомнадзора по Воронежской области, ГУ МВД России по Воронежской области, |